- Психологический потенциал сотрудника ПОО
- Интегративное состояние актуализированных и остающихся невостребованными психологических качеств личности, которые могут быть реально задействованы в профессиональной деятельности. Наиболее распространенным подходом к структуре ППС является выделение двух основных подсистем: технологической и общечеловеческой. Первая – призвана обеспечить рациональное выполнение должностных обязанностей, а вторая – задает систему общечеловеческих координат, целей и ценностей жизнедеятельности, а стало быть - смысл профессиональной деятельности и жизни в целом. Первая – служит показателем того, каким специалистом является или может стать данный сотрудник и какие психологические переменные должны быть актуализированы для выполнения той или иной задачи. Вторая – какой личностью является данный человек и как это сказывается на его профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом.
Структура технологической подсистемы ППС включает: интеллектуальные компоненты; компоненты профессиональной подготовленности; мотивационно-целевые компоненты; психические состояния. Структура личностной подсистемы ППС включает: духовно-нравственные компоненты; жизненную (в том числе – гражданскую) позицию, смыслы, убеждения; базовые ценности (потребности, интересы, увлечения) жизни; индивидуальность
Наличие двух подсистем ППС обязывает систему управления ПОО ориентироваться на одновременное решение двух задач: 1) развитие и оптимальное использование технологической составляющей ППС; 2) создание условий для развития базовых личностных компонентов ППС. (В.И. Черненилов)
Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. Под общей редакцией профессора А. М. Столяренко. 2003.